История
На сегодняшний день нет единого мнения о месте, времени и условиях происхождения
танца живота. Отдельные его элементы (движения бёдер ягодиц живота) в разных
вариациях присутствуют в национальных танцах многих стран. Упоминания о нём во
многих исторических источниках доказывает что он существовал в Сирии, Ливане,
Турции, Греции, Северной Америке, Ираке, Иране и Судане столетия назад. По
географическому расположению этих стран танец получил общее название
«Восточного».
Древний Египет
В Египте танец изначально фольклорный характер не связанный с ритуалами, в
отличие от индийских танцев. Обычно танцовщицы создавали специальные танцы ко
времени сбора урожая. Египетские женщины владели несколькими движениями бёдер и
таза совмещая их с пластичными движениями рук. Во времена фараонов танец имел
очень большое значение для древних египтян. Особенно для выражения радости.
Были танцы для выражения их глубокой благодарности и восхищения по случаю
возобновления жизни. Танцовщица начинала танец медленно плавными движениями,
как будто она медитировала или была погружена в молитвы. Затем движения
становились сильнее и энергичнее, выразить силу, жизненность плодородия, затем
она возвращалась к плавным медитирующим движениям». В древнем Египте были
распространены два стиля "шавази" и "балади", также был танец, который
назывался «танец с бамбуковой палкой». Он демонстрировал мастерство танцоров в
использовании бамбуковой палки для самозащиты. Для того чтобы изгонять злых
духов, были танцы оленя и павлина, где танцовщицы выражали любовь человеческой
природы и красоту природы в их различных формах. С приходом в Египет мусульман
произошло слияние мусульманской и египетской культур , например девушки из
знатных и богатых семей больше не исполняли танец живота. Дальнейшее своё
развитие восточный танец получил в Испании, известный танец фламенко возник
вследствие слияния национальных испанских танцев и цыганской и египетской
техник привнесённой захватчиками мусульманами, а танцы живота породили танец
"Андалусия"
Древний Тибет
"Арабские танцы" появились в цивилизации Хиттида,
в Тибете, примерно 11 тыс. лет назад, в конце этой цивилизации. Хиттида -
воинственная цивилизация, и поначалу эти танцы были частью мужских воинских
танцев. В таком - мужском и воинском - виде эти танцы пришли в Пацифиду. Эти
движения и танцы подхватили женщины. Они радикально изменили рисунок движения,
сделали танец завораживающим, привораживающим мужчин. (По просьбе женщин это
сделал Учитель танцев из Китая, мужчина). В таком виде, собственно, он и
появился в Японии в 5 тысячелетии до н.э. Затем, когда женщин в Пацифиде стало
мало, а мужчин много, потребность в борьбе за мужчин снизилась, и танец стал
упрощаться. В таком, упрощенном, виде он начал путешествие по миру (около 4,5
тыс. лет до н.э.). Он прошел Вьетнам, Корею, Китай, Турцию, Аравию, Африку,
Южную Америку. Таким он попал и к древним славянам (3,5 тыс. лет до н.э.).
Древние Славяне.
Праславяне изменили характер танца. С этим
поработали великие жрецы и учителя славян. Они прекрасно поняли все сильные и
слабые стороны пришедшего танца. Жрецы изменили характер движений и всего
танца; из танца-соблазна, искусителя он превратился в танец для любимого
мужчины. Из кшатрийского он стал танцем вайшьев. Такому танцу обучали многих
славянских девушек в возрасте 15-17-ти лет (наряду с другими танцами, в том
числе народными). Так продолжалось примерно 1000 лет.Около 2,3 тыс. лет до н.э.
доработанный жрецами "арабский" танец впервые становится ритуальным.
Он исполняется только в вечернее время (18-20 часов), на природе или в
помещении, и танцуется женой для своего мужа в день годовщины их венчания. (Сакральная
сторона этого танца: "Дорогой! Мы прожили вместе ещё один год. Но я -
такая же красивая и желанная".) Все женщины, у кого в этот день выпала
годовщина венчания, собираются вместе, и, прилюдно, танцуют этот танец для
своих мужчин.
Древняя Турция
Примерно за 300 лет до появления Христианства
славянский (ритуальный) вариант этого танца начал свое путешествие обратно в
Азию (их принесли туда славянские девушки при переселении славянских племен на
юг), в таком виде его узнали Турция и жители Аравийского полуострова ("араби").
Они смогли в течение почти 400 лет (до 1 в. н.э.) хранить его без изменения, но
затем некоторые танцовщицы стали исполнять его корыстно, за деньги. Так
ритуальный вариант танца начал терять свой эзотерический смысл, исполняться
всеми по поводу и без повода, и за последующие 350 лет (примерно до 5 в. н.э.)
стал известен во всех странах Востока, в т.ч. в Индии, Цейлоне, Японии,
Афганистане, а также в Африке (Египет, Эфиопия, Танзания, Ботсвана, Нигерия),
Европе (Испания, Италия), в Дальневосточных землях. Танец стал
"вайшьевским" для всех, но потерял ритуальный смысл. В 7 в. н.э. за
танцем почти повсеместно укоренилось название "арабского", и все
хорошие танцовщицы для повышения профессионализма приезжали в арабские страны.
Турецкая манера исполнения танца живота более
эротична и артистична. Вероятно таковой ее сделала естественная конкуренция в
гаремах. Это был "Танец Шамаханской царицы", колдовской и
обворожительный. С 10 по 12 в.в. н.э. в "арабских" танцах произошли
некоторые изменения. Дело в том, что, как уже указано выше, с 9-го тысячелетия
до н.э. по 10 в. н.э. эти танцы исполнялись только женщинами. С 10 в. н.э.
арабскими танцами заинтересовались мужчины. Они не танцевали танец на публику,
но, оценив его красоту, стали преподавать его женщинам как учителя и мастера
танца. Мужчины не убирали имеющихся движений, но "разбавили" их
некоторыми па из китайских и таиландских ритуальных женских танцев.
С XIX века
В девятнадцатом веке, после покорения Африки
французами и англичанами, танец живота обрел не просто "второе
дыхание", а получил новую жизнь. Французские хореографы, очарованные
туземным обычаем, добавили в танец хореографические элементы, улучшили как саму
постановку рук, так и движения руками, сделали танец более сложным и
динамичным, а действо в целом стало более зрелищным и профессиональным. Характер
древнеегипетского танца вносит в манеру исполнения современного танца живота медитативную погруженность в свое
внутреннее состояние и полную расслабленность, вытянутость вдоль энергетической
вертикали, ограничивает перемещение в пространстве, преобладают мелкие вибрации
и сложный рисунок арабской вязи. "Восточный танец оказался очень
популярным в США, Германии, Италии, Испании, Франции и России. Начиная с
середины 19 века вошли в моду "клубные развлечения", по сути
напоминающие "Мулен Руж", но исполнялся не канкан, а восточные танцы.
Изысканные танцовщицы покорили своим мастерством Европу и Америку. Фильмы того
времени ориентальной тематики изобиловали музыкой и танцами.
Сегодня известно
около 50 основных видов арабского танца. Есть 8 крупных Школ арабского танца:
Турецкая, Египетская, Пакистанская, Ботсванийская, Таиландская, Бутанская,
Аденская и Иорданская, а также множество мелких. Древнее искусство танца живота
все больше утрачивает сакральные и ритуальные черты, становится популярным
видом шоу и хобби.
|
|
|
Техника
НАЧАЛА
Начала
1. Объемные восьмерки назад и вперед.
Внимание: максимальные плавные движения бедрами при неподвижной верхней части.
Мысленно начертить восьмерку на полу. Встать в центр восьмерки. Ноги на ширине плеч.
Техника выполнения объемной восьмерки назад.
Вывести левое бедро вперед. Не отрывая пяток от пола, прочертить левым бедром половину восьмерки, двигая бедро назад до максимально скрученного положения, при котором грудь еще остается неподвижной. Прочертить вторую половину восьмерки правым бедром.
При выполнении объемной восьмерки вперед левое бедро отводится назад до максимально скрученного положения. Описываем левым бедром полвосьмерки вперед, максимально заводя правое бедро назад. Правым бедром описываем оставшуюся половину восьмерки
Виды восьмерок:
горизонтальные (движения происходит в горизонтальной плоскости)
наружные
внутренние
вертикальные (движения происходит в вертикальной плоскости) - часто называется маятник
наружные
внутренние
объемные (работают колени, петли восьмерок получаются выше горизонтали, а середина ниже)
Во фронтальной плоскости восьмерок не делают.
2. Маятник сверху - вниз и снизу - вверх. Выполняется восьмерка в вертикальной плоскости.
Стоя на всей стопе, ноги чуть раздвинуты. Внимание: колени чуть подсогнуты - "мягкие", части элемента плавно переходят друг в друга.
Техника выполнения маятника сверху - вниз.
Поднимаем правое бедро вверх к подмышке, выводим бедро вправо и опускаем вниз с последующим поднятием левого бедра к подмышке вверх .
Маятник снизу - вверх.
Выводим правое бедро как можно дальше вбок, поднимаем его к подмышке за счет отрыва пятки от пола. Опускаем по диагонали вниз с последующим отведением левого бедра и подъемом его вверх.
3. Круги бедрами.
а) Большие и плавные.
Внимание: спина всегда остается прямой.
Т.В. Мысленно представляем себе окружность в горизонтальной плоскости и стараемся очертить ее сзади ягодицами, максимально прогибая поясницу, а спереди - максимально заводя лобок на живот.
б) Круги со сбросом.
Описываем круг и в момент отведения таза назад делаем сброс бедром сверху - вниз. Без остановки продолжаем движение на следующий круг.
Виды кругов:
горизонтальные (движения происходит в горизонтальной плоскости)
маленький - двигаются только бедра при изолированном корпусе, ноги вместе
средний - двигаются бедра с максимальной амплитудой, корпус изолирован по возможности
большой - с наклоном корпуса
вертикальные (движения происходит в вертикальной плоскости)
обычно маленькие, влево или вправо (по часовой или против часовой стрелки) Попытка сделать круги во фронтальной плоскости приведет к движению "Волна", описанному ниже
4. Качалка.
а) Вверх - вниз (движения в вертикальной плоскости)
Стоя на полупальцах, ноги вместе, колени подсогнуты.
Поочередно поднимаем бедра к подмышкам вверх. Пупок остается на месте.
Возможен вариант выполнения этого элемента с продвижением вперед.
б) Вперед - назад (движения в перпендикулярной плоскости)
И.П. Стоя на полной стопе, колени подсогнуты. Отводим таз назад, максимально прогибая поясницу, ведем таз вперед, тянем лобок к пупу. Плавными движениями бедер описываем полуокружность с центром в области пупа. Ускорением темпа переходим на тряску животом.
5. Оттяжка бедрами вправо и влево.
Т.В. Движение осуществляется в вертикальной плоскости. Грудь остается неподвижной. Поочередно максимально отводим бедра в стороны на равные расстояния от осевой линии, проходящей через пуп.
6. Волна
Внимание: Работают только бедра при неподвижной верхней части туловища.
Стоя на высоких полупальцах в пол-оборота к зрителю.
Представим окружность в вертикальной плоскости, ось которой проходит через косточки бедер. Стараемся описать ее бедрами в направлении снизу - вперед - вверх - назад, либо сверху - вниз. Данный элемент выполняется с продвижением вперед или в сторону.
Виды волн:
фронтальная - движение происходит во фронтальной плоскости, может быть двух направлений: вперед (или наружу) - движение бедрами в профиль рисует круг сверху вниз ("вываливая" живот наружу-вниз), и назад (или внутрь) - круговое движение бедрами в профиль рисует круг снизу вверх ("втягивая" живот внутрь-вверх)
боковая - движение происходит в вертикальной плоскости. У некоторых преподавателей называется змейка
Волна Грудью
Виды волны:
фронтальная - движение происходит во фронтальной плоскости, может быть двух направлений: вперед (или наружу) - круговое движение грудью в профиль рисует круг сверху вниз ("вывыливая" грудь наружу-вниз), и назад (или внутрь) - круговое движение грудью в профиль рисует круг снизу вверх (поднимая грудь вверх-внутрь)
боковая - движение происходит в вертикальной плоскости. У некоторых преподавателей называется змейка - у большинства преподавателей так и называется.
7. Плавные движения руками.
Руки совершают волнообразные движения в разных плоскостях.
Это лишь краткое описание основных пластических элементов танца. Для составления своей композиции из данного набора необходимо освоить связующие элементы. Эта информация дается на практических занятиях.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК
Упражнения для рук
Поработаем над освоением основных положений рук.
1. Руки подняты вверх, выпрямлены в локтях, расслабленные кисти с выражено оформленными пальцами свисают вниз.
2. Руки, согнутые в локтях на уровне талии ладонями вниз, пальцы и кисти оформлены. 4. Руки согнутые, в локтях подняты вверх, оформленные кисти рук лежат на голове.
Одна рука на голове, другая оформленной кистью опускается на уровень бедра.
Одна рука на голове, другая, подсогнутая в локте отводится в сторону на уровне талии. Пальцы кисти эстетично оформлены.
5. "Египетские руки" - одна рука согнута в локте, локоть на уровне груди, ладонь смотрит вверх, пальцы руки оформлены, другая рука находится сзади на уровне чуть ниже поясницы, подсогнута в локте, ладонь повернута к спине, пальцы смотрят вниз.
Упражнения для рук (вариант 1)
Внутренняя работа с руками идет двух направлениях: на расслабление и на напряжение.
1. Руки в стороны или перед собой. Выбросы пальцев вперед из кулака. Пальцы собраны и выгибаются при броске - добиться легкости и красоты. Упражнения на разработку
2. а) Руки в сторону. Волна пальцами, всей кистью, от локтя, всей рукой от плеча. Каждая часть работает не менее 10 раз. В волне рукой очень важна проработка локтя, чтобы его прочувствовать, сожмите ладонь в кулак, для того, чтобы не отвлекаться на кисть, и сделайте волну только в локтях. Все напряжение через расслабление убрать, пытаясь увести, выбросить.
Можно представить, что ваши руки пусты внутри и светятся ярким бело-голубым светом. Голубой цвет способствует расслаблению, или поток воды, который вымывает всю усталость и напряжение. Для танцора этот поток должен быть красивым и приятным. Акцент на правильность через удовольствие.
б) Волна вперед-назад в горизонтальной плоскости. Амплитуда удобная.
3. Взмахи птицы на взлете. Одновременные взмахи двумя руками имитация движений крыльев в трех вариантах - на уровне бедер, груди, и с полным выпрямлением рук вверх. Три быстрых взмаха по нарастающей, остановка и медленное опускание мягких рук через стороны.
4. Натягивание нити.
Руки опущены перед собой, кисти слегка скрестить. Взять средним и большим пальцами воображаемую, красивую нить, при этом кисти сгибаются во внутрь. Отводим руки в стороны, растягивая нить, до момента поднятия рук вверх. Отпускаем пальцами нить и возвращаем прямую кисть, ладонью вниз в И.П.
5. Вращение кисти по кругу. И.П. - Стоя, руки опущены.
Вращая кисти - к себе - вверх, от себя, - вниз, пальцы мягкие, красиво оформленные, поднимаем руки через стороны вверх. Голова смотрит на одну кисть. Опускание через стороны, кисти плавно гладят "края мира" - очень нежно, мягко, с лаской/
6. Поглаживание.
И.П. - кисти перед собой, одна ладонь к телу, другая от себя, как бы обхватывая, что-то между ладонями
Т.В. - Движение из стороны в сторону в крайних точках кисть переворачиваем. Постепенно поднимаем в движении руки вверх, затем вниз. Передать характер.
I в. между ладонями твердая плоскость с гладкой ровной поверхностью;
II в. между ладонями течет вода;
Шв. между ладонями легкий шелк, развевающийся на ветру
7. Круги в кистях перед собой
Стоя, руки опущены вдоль тела
Руки поднимаются через стороны, кисти опущены вниз. Ладонью к телу. Из крайней верхней точки, сгибаясь в ловлях, руки по средней линии опускаются вниз, кисти выполняют круги наружу (от себя) раскрываясь ладонью к зрителю.
Упражнения для рук ( вариант 2)
Разминка выполняется одновременно с разнообразными проходками, трясками, ударами.
1. Стоя, руки разведены в стороны на уровне плечей, выполняем волнообразные движения руками в вертикальной плоскости. Движение начинают, приподнимая плечо, затем локоть. Согнутый лучезапястный сустав приподнимают, одновременно опуская локоть. Пястно-фаланговый сустав приподнимают, одновременно опуская локоть. Пальцы мягко заканчивают движения, как бы округляя его.
2. Волнообразные движения выполняются одновременно обеими руками (руки - как крылья птицы) и поочередно: одно плечо поднимается, другое - опускается (руки - как бегущая волна)
3. Такие же волнообразные движения выполняют в горизонтальной плоскости.
4. Через стороны поднимают руки с оформленными кистями вверх, над головой, затем опускают перед лицом вниз, одновременно вращая кисти (как бы завязывая бантики)
5. Руки на уровне плеч, локти слегка согнуты, кисти приподняты вверх, выполняют движения кистями:
Вверх-вниз одновременно; поочередно - одна кисть - вверх, другая -вниз.
Влево-вправо одновременно, поочередно - одна влево, другая - вправо.
Вращение кистей по часовой и против часовой стрелки.
Вращение кистей навстречу (одна - по часовой, другая - против)
6. И.П. - как в предыдущем упражнении.
Выполнить пощелкивание первым и третьим пальцем. Поочередно быстро опустить и поднять пальцы (как бы играть). Соединить первый палец со вторым и третьим, а четвертый и пятый остаются направленными вверх.
Ниже приведены упражнения, предложенные различными преподавателями на сайте www.dellydance.ru
Болтанка
Начинаем разбалтывать кисть. Ставим руки в позицию "жареный цыпленок" (руки по бокам, согнуты в локте, кисть висит) :). Начинаем трясти кистью. Старайтесь, чтобы двигалась только кисть, а не вся рука.
Болтанка по кругу
Продолжаем трясти кистью, но заставляем двигаться ее по кругу (наружу или внутрь - все равно). Покрутили немного? А теперь крутим в другую сторону.
Кошачьи лапки
Все мы видели, как кошки топчут передними лапками что-то мягкое. Растопыривают пальчики, выпускают коготки, и с наслаждением отрывают лапки, собирая их "в кулачок". Попробуем и мы сделать подобное движение. Ставим руки перед собой, как будто собираемся играть на фортепиано или работать на компьютере. Начинаем делать движение, как кошки. Стараемся, чтобы руки двигались только от локтя, при этом локти и кончики пальцев остаются все время почти на одном уровне, а работает в основном кисть. Пальцы не сомкнуты, но собраны вместе. Если подобно кошке, растопыривать пальцы, нагрузка на кисть и мышцы предплечья будет больше.
Как только Вы поняли, как делается это движение, можете перейти к выполнению упражнения, меняя положение рук перед собой - то ставя ладони перпендикулярно полу, то заставляя руки "смотреть" друг на друга (как значок инь и янь), то опять ставя перед собой, то как будто "топчете" стену перед собой.
Песочек
Вокруг вас мелкий приятный, теплый песочек. Вы кладете ладонь на песок и берете горсть (рука остается ладонью вниз!). Теперь медленно начинаете высыпать песочек, раскрывая руку (пальцы сомкнуты и скользят по ладони). До самого последнего момента между пальцами и ладонью должен оставаться песок. Старайтесь не оттопыривать большой палец - он должен быть приближен к ладони и повторять движения остальных пальцев. Теперь попробуйте плавно повторять упражнение. Это движение - основа всей пластики кисти.
Кулачки
Поставьте руки свободно перед собой. Сожмите кулаки. Описывайте кулаками медленные круги с максимальной амплитудой. Двигается только кисть. Вы почувствуете все мышцы до локтя.
УДАРЫ
Удары
Удар и сброс
Удар - резкое движение с максимальной амплитудой, мышцы остаются напряжены
Сброс - обычно следует после удара, мышцы резко расслябляются. Сбросом также часто называется акцент при исполнении круга бедрами или грудью.
Удар бедром со скручиванием
Есть два варианта выполнения этого движения
Ковырялочка: стоя прямо, поднимаем одно бедро вверх (стараясь максимально его втянуть), ставя ногу на носок и выпрямляя колено, мысок при этом может разврачиваться немного внутрь. Это траектория движения. Двигаясь по ней можно как ударять бедром вниз, предварительно подняв его, так и наоборот, ударять вниз
Удар "лёжа" - одна нога слегка выставлена вперед, на опорной ноге, слегка сгибая колено, наклоняемся назад, голова, корпус, бедра находятся в профиль на одной линии. Скручиваем бедра для замаха, делаем удар. Удар может делаться как вниз, так и вверх (или вперед и назад), обычно делается со сбросом.
Египетский ключ, ключ, двойной удар, двойной удар с ножкой
Характерное движение для египетской техники, представляет собой двойной удар бедром со сбросом и отрывом мысочка от пола. Может исполняться как стоя, так и "лежа" (см. второй вариант удара со скручиванием).
Удары животом.
Поза "сидячая", живот расслаблен.
Подбрасываем расслабленный живот вверх за счет движения в бедрах назад - вперед, лобок стремится к пупу. Дать расслабленному животу свободно упасть вниз.
Удары ягодицами.
Поза "сидячая".
Мысленно сзади на некотором удалении от ягодиц представить точку. За счет максимального сгибания в пояснице резко отвести ягодицы назад - вверх до воображаемой точки. В конце движения сделать паузу.
Удары бедром
Поза "лежачая" в пол оборота к зрителю.
Максимально завести бедро вперед - вверх и резко опустить его вниз.
ТРЯСКИ
Тряски
Тряска (шимми по-английски, шейм по-арабски) - один из самых эффектных элементов восточного танца.
Со стороны может показаться, что выполнение длительной тряски очень сложно и требует большого усилия со стороны танцовщицы. На самом деле, выполняя этот элемент, нужно найти именно тот вид тряски, который подойдет вашему телу и тогда можно будет даже немного отдохнуть посреди танца.
Разбираясь с движением, делайте его медленно, темп наращивайте постепенно. Держите ритм. Поначалу может быть так, что вы трясете хорошо минуту-две, а потом мышцы каменеют, и вы теряете ритм тряски. Остановитесь, встряхните каждую ногу, расслабьте мышцы и начинайте снова. Тело должно трястись не от напряжения! Это расслабленные мышцы вибрируют по вашей воле.
Коленные
Коленками назад
Исходное положение: распрямите колени насколько возможно, до ощущения, что вы толкаете коленный сустав назад. Теперь ваша задача попеременно толкать коленки назад, сильно распрямляя ноги. Стопы не отрываются от пола. Таз зафиксирован, не раскачивается.
Этот вид тряски можно делать с большой амплитудой. Живот в ней интересно трясется из стороны в сторону. Вблизи эта тряска смотрится грубовато, но зато это одна из немногих трясок, которые вообще видны издалека, когда вы танцуете на сцене.
Попеременные
Исходное положение: поставьте ноги поближе, чуть согните колени, и все время тряски не разгибайте их полностью. Теперь попеременно выдвигайте колени вперед, как бы потирая ими друг об друга. Позвольте тазу раскачиваться, следуя за движениями колен. Расслабьте живот, пусть трясется. Увеличивайте скорость, пробуйте разную амплитуду движения.
Это классический способ тряски, легко объясняется, эффектно смотрится на любой фигуре, хорошо подходит начинающим. Опираясь на колени, вы освобождаете мышцы спины и живота.
Синхронные
То же самое, только ногами работаем одновременно.
Ягодичные
Исходное положение то же, что и при коленных трясках, трясем ягодицами так, как будто "отряхиваем хвост".
Пяточные
Этот вид тряски особенно виден на ягодицах, эффектно смотрится, когда вы танцуете спиной к публике.
Исходное положение: немного перенесите вес на носки и расслабьте мышцы ног и ягодиц, насколько это возможно. Начинайте медленно идти на месте, не отрывая носки от пола, невысоко поднимая пятки. Коленки участвуют в движении, слегка сгибаясь. Таз зафиксирован, не раскачивается. Постепенно увеличивайте темп движения пяток и уменьшайте амплитуду. Следите за тем, чтобы мышцы не напрягались, и скоро вы почувствуете особое ощущение этой тряски: ваши ягодицы и живот трясутся, как желе.
Попеременные
Cтоим спокойно на прямых чуть-чуть расставленных ногах, попеременно отрываем пятки от пола.
Синхронные
То же, но пятки отрываются синхронно.
На прямых ногах
То же самое, но не сгибая колен. Следите за тем, чтобы тряска оставалась в нижней части тела. Этот вид тряски можно выполнять одной ногой. Выставьте правую ногу вперед на один шаг, чуть согните ее и перенесите на нее вес тела, а левую ногу распрямите и выполняйте тряску от пятки.
Техника описана для положения стоя на полной стопе. В танце все эти тряски выполняются на полупальцах.
Вертикальные тряски
Всем телом
Тряска от пяток, с выпрямленными ногами. Ноги работают не попеременно, как в большинстве трясок, а одновременно. Тряска распространяется на все тело.
Мелкая вертикальная тряска
Выполняется за счет сильного напряжения мышц. Результат очень мелкая, очень пикантная тряска всем телом.
Коленные суставы не заперты. Сильно напрягаем мышцы бедер и ягодиц, живот можно подтянуть, но держать чуть-чуть расслабленным. Двигаем коленями одновременно вперед-назад очень быстро, очень мелко.
Тряски-качалки
Боковая
Исходное положение - стоим прямо, ноги на ширине ступни, колени расслаблены и чуть-чуть согнуты, ягодицы втянуты. Выпрямляем ноги настолько, чтобы бедро совершало небольшой удар вбок. Стараемся, чтобы бедра "ходили" по вертикальной нижней дуге.
Это очень быстрая качалка. Внешне она мало отличается от варианта тряски трем колени друг об друга . Технически разница в том, что в тряске-качалке таз качается за счет работы мышц поясницы. Таким образом, наши ноги становятся свободнее, и с этой тряской можно довольно легко научиться ходить.
Эта тряска требует некоторого времени для освоения, но она того стоит. Во-первых, она допускает большие вариации в амплитуде. Крупная, она будет видна со сцены и приятна вблизи. С ней легко научиться ходить.
Фронтальная
Исходное положение - стоим прямо, ноги на ширине ступни, колени расслаблены и чуть-чуть согнуты. Подтягиваем бедра вперед, и отпускаем "хвост" назад (отклячиваем попу). Стараемся, чтобы бедра "ходили" по фронтальной нижней дуге. В исходном положении расслабьте все мышцы насколько возможно. Сожмите только мышцы ягодиц, так, чтобы таз немножко подался вперед-вверх. Расслабьте ягодицы, таз возвращается в исходное положение. Повторяйте движение, постепенно увеличивая темп и уменьшая амплитуду. Вы как бы очень часто и быстро подбрасываете живот вверх. Мышцы живота должны быть расслаблены.
Круговая тряска
Стоим спокойно на прямых чуть-чуть расставленных ногах, ягодицы втянуты. Скручиваем бедра попеременно с максимальной амплитудой. Корпус остается на месте, а таз скручивается вокруг вертикальной оси: вправо, влево. Выполняйте скручивания ритмично, наращивая темп, уменьшая амплитуду. Чтобы лучше получалось, вцепитесь стопами в пол и выполняйте скручивание таза, работая в основном стопами. Живот, бедра и ягодицы постарайтесь максимально расслабить. Если корпус трудно изолировать от бедер, попробуйте следующее. Пока вы делаете движение медленно, скручивайте корпус в противофазе к бедрам: бедра влево, корпус вправо и наоборот. Ладони вертикально выставлены наружу, это помогает рукам не болтаться.
ДВИЖЕНИЯ ЖИВОТОМ
Движения животом
Удары животом
Удары внутрь
Слегка напрягите мышцы живота, чтобы он "подобрался". Теперь расслабьте мышцы. Для "ударов внутрь" нам понадобятся только эти два положения: собранные мышцы и расслабленные.
Резко соберите мышцы, и тут же расслабьте. Включите ритмичную музыку и повторяйте "удары внутрь", слушая ритм, резко собирая мышцы во время акцентов. Поначалу удары не будут получаться достаточно быстрыми и точными, придется на какое-то время задерживать мышцы в собранном положении. Но со временем вы научитесь отпускать напряжение сразу же.
Внимание: cтарайтесь не двигать грудной клеткой - это исключительно движение животом. Не вовлекайте дыхание.
Удары вперед
Соберите мышцы живота, затем с силой вытолкните живот вперед. Сделайте паузу. Живот не должен расслабляться, он остается довольно упругим, как бы чуть надутым. Снова соберите и вытолкните. Тренируйтесь под ритмичную музыку, попадая "выталкиванием" в основные акценты.
Внимание: не задействуйте в движении дыхание, не двигайте грудной клеткой. Полный живот не стоит выталкивать слишком далеко. Если "бить" особенно нечем, можно использовать в этом движении таз: одновременно с ударом расслабляйте мышцы поясницы. Копчик уйдет назад-вверх, и живот выйдет вперед более заметно.
Тряска диафрагмой
Диафрагма - это куполообразная перегородка между грудной и брюшной полостями.Чтобы почувствовать ее работу, сделаем йоговское упражнение "уддияна-бандха" в упрощенном варианте.
Уддияна-бандха в положении стоя
Станьте прямо, расставив ноги на расстояние около полуметра. Слегка наклонитесь вперед, упритесь ладонями в переднюю поверхность бедер чуть выше коленей.
Глубоко вдохните и полностью выдохните. Задержите дыхание на выдохе. Втяните живот и зафиксируйте на некоторое время это положение.
Затем прервите уддияну, медленно вдохните и расслабьте все тело.
Когда вы научитесь втягивать живот в этом положении на некоторое время, и почувствуете, что вы выполняете движение животом за счет диафрагмы, а не за счет мышц живота, попробуйте перейти к следующей стадии. "Поболтайте" животом, выпуская и снова втягивая его. Начинайте с нескольких повторений, постепенно наращивайте темп и количество движений. Живот должен болтаться, как тряпочка, мышцы в нем совершенно расслаблены.
Внимание: будьте осторожны с этим движением, не переборщите.
Собственно тряска
Теперь, когда вы освоили этот принцип движения животом, перейдем к собственно танцевальному движению. Тряска диафрагмой выполняется практически так же, как это "болтание" животом, только стоя и в смягченном варианте. Стоя трясти животом легче, если из легких выдохнуть не весь воздух, а немного оставить. Задержите дыхание и "дрожите" животом мелко и быстро.
Волна животом
Эта вертикальная волна может делаться как снизу вверх, так и сверху вниз. Принцип выполнения для обоих вариантов одинаковый: это попеременное сокращение мышц так называемых "верхнего пресса" и "нижнего пресса".
Чтобы почувствовать верхний пресс, нужно лечь на пол на спину, и приподнять корпус. Мышцы живота, которые больше напрягутся - это верхний пресс. Теперь опустите корпус и немного приподнимите ноги. Чувствуете, какие мышцы живота работают? Это - нижний пресс.
Теперь попробуйте обратиться к своим мышцам в положении стоя. Встаньте и попробуйте собрать только мышцы верхнего пресса. Теперь - только мышцы нижнего пресса. Получилось? Теперь по очереди - верхний-нижний-верхний-нижний. Постарайтесь сделать переход плавным, волнообразным.
Вы можете держать тело статичным, а работать только мышцами живота, либо позволять груди и бедрам немного покачиваться вслед за движениями живота. Лучше всего научиться делать и так, и так.
Некоторым ученицам сразу удается выполнить это движение, но большинство испытывает поначалу некоторое замешательство. Успех зависит не от степени накачанности мышц, а от того, насколько успешно вы наладите диалог между своим сознанием и телом. Главная загвоздка - в управлении. Когда вы научите разные отделы пресса точно реагировать на ваши команды, волна получится. А мышцы скоро подкачаются.
Перекатывание живота
"Перекатывание живота" контролируется тремя группами мышц живота. Это - диафрагма (между пупком и грудной клеткой), мышцы таза (ниже пупка), и косые мышцы, расположенные верикально с каждой стороны от таза почти до линии груди. Первое, что вы должны сделать это наладить отношения с каждой из этих групп мышц, чтобы они двигались тогда, когда вы хотите этого. Поставьте мягкую, плавную музыку и поробуйте сделать эти упражнения
Напряжение и расслабление
Научите ваш живот отвечать вам и заставьте его расслабиться!
Это простое упражнение которое может сделать каждый, которое поможет вам дотронуться до того, что у вас внутри, по крайней мере посредством мышц живота.
Встаньте удобно в хорошую позу. Это подразумевает, что ваши ноги расположены точно под вашими плечами, ваши колени расслаблены, ваша грудная клетка высоко - представьте что к вашей грудине прикреплена струна, которая тянет вас вверх. Расположите ваши руки в любом положении в котором они могут быть расслаблены.
Теперь втяните ваш живот так глубоко как только можете втянуть. Удерживайте его так долго, как только можете, но не причиняя себе неприятных ощущений. Затем как следует расслабьте его. Расслабьте так, чтобы ваш живот выпятился вперед как только возможно. Не выпячивайте живот - только полностью расслабьте!
Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Попробуйте делать 4 повтора, в каждом из которых вы удерживаете живот втянутым так долго как только можете, и столько же времени держите его расслабленным. Потом пробуйте делать 8-12 (или больше) повторов, когда вы удерживаете живот в каждом положении 1-2 секунды. Не задерживайте дыхание - дышите нормально.
Усильте ваши мышцы
Все вы умеете качать пресс - либо поднимая ноги, либо поднимая туловище. Делайте это минимум 10-15 раз в день для начала и доведите до 25-30 или более раз. Чем сильнее мышцы вашего живота, тем лучше у вас получится "Перекатывание живота".
Займитесь диафрагмой
Осознавайте ее. Дышите глубоко и почувствуйте, как она двигается между пупком и грудной клеткой.
Нагните ваши плечи вперед, чтобы ваш живот почувствовал себя сжатым этой позой.
Теперь слегка втяните диафрагму. Вы не сможете втянуть ее глубоуо в этой позе, но смысл в том, чтобы вы почувствовали где находятся эти мышцы и смогли управлять именно ими. Если вы смогли втянуть ее хотя бы чуть-чуть, вы достиги результата. Теперь ритмически сокращайте и расслабляйте диафрагму, опять и опять.
Делайте это упражнение так часто как только можете - оно поможет вам не только в выполнении "Перекатывания живота", но так же и выполнении трясок диафрагмой! Дышите нормально когда делаете это.
Разделяй и властвуй
Изолируйте ваши тазовые мышцы от диафрагмы.
Разогрейтесь, используя упражнение напряжение-расслабление. Затем попробуйте втянуть диафрагму и расслабить мышцы таза. А затем втянуть мышцы таза и расслабить диафрагму. Повторяйте опять и опять. Не забывайте дышать нормально.
Перекатывание
Каждое упомянутое упражнение помогало вам научиться чувствовать и контролировать мышцы живота, следующий шаг - превращение движения в перекатывание. Медленно перетекайте из одного положения в другое грациозно и волнообразно. Медленная музыка очень помогает.
Самое главное в обучении - повторять это снова и снова и снова. Чем больше вы работаете над этими упражнениями, тем легче вам будет контролировать мышцы и делать перекатывание. Самое главное - связать ваш мозг с мышцами, и только часть успеха зависит от силы мышц.
Профессиональные танцовщицы часто используют цимбалы или сагаты - маленькие металлические литавры, надевающиеся на большой и средний палец каждой руки. Если танцовщица плохо владеет цимбалами, бывает, что весь танец сопровождают так называемые "триады" или "галоп", и это утомляет слушателя (звук цимбал довольно резкий), поэтому приводим различные схемы для наиболее распространенных ритмов арабской музыки.
ЦИМБАЛЫ
Цимбалы
Цимбалы выглядят примерно так, как на этой фотографии. В комплекте их должно быть две пары. Эти цимбалы хорошего качества, имеют две прорези для эластичной ленты, что не позволяет цимбалам болтаться и дает вам возможность лучше контролировать ваши действия.
Для работы необходимо подогнать эластичную ленту по своим пальцам. Лучше использовать именно плоскую бельевую резинку, а не резинку-шнурок, потому что цимбалы будут плотнее держаться. Резинка должна быть достаточно тугой, чтобы цимбалы не свалились с ваших рук случайно, и достаточно свободной, чтобы пальцы не онемели.
Занятия
Для цимбал существуют три основных вида ударов: открытый, глухой и краешками.
Открытый удар - цимбалы быстро ударяются друг об друга и рука раскрывается, позволяя цимбалам свободно звучать.
Глухой - цимбалы остаются сомкнутами, звук быстро гаснет, получается не звон, а лязганье или клацанье.
Краешками - цимбалы на больших пальцах ставятся вертикально, цимбалы на средних пальцах слегка прижимаются указательным и безымянным и краешком верхней (расположенной горизонтально) цимбалы начинаем удараять краешек цимбалы на большом пальце.
Cпециальные обозначения:
L - акцентированный удар левой рукой (DUM)
l - неакцетированный удар левой рукой (tek или ka)
R - акцентированный удар правой рукой (DUM)
r - неакцетированный удар правой рукой (tek или ka)
S - акцетированный удар двумя руками вместе (SLAP)
"Триады" или "галоп"
Триады - это базовая схема работы цимбалами. Она немного отличается для правшей или левшей. Вы должны попробовать оба варианта, потом выбрать для себя наиболее приемлемый и в дальнейшем придерживаться схем "правши" или схем "левши".
Триады
rlR rlR rlR rlR - стандартная или для "правши"
(читается tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)
lrL lrL lrL lrL - для "левши"
Базовые ритмы
балади 4/4
(начало отсчета смещено за такт - получается что мы считаем
"та-та-РАЗ-та-та-ДВА-та-та-ТРИ-та-та-ЧЕТЫРЕ")
-+-1-+-2-+-3-+-4|
-__D-D-__T-D-__T| базовый
rlR R rlr R rlr копия ритма (tekaDUM DUM tekatek DUM tekatek)
rlR rlR rlR rlR триады (tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)
rlR rlR триады с паузами (tekaDUM пауза tekaDUM пауза)
Rrlr Rrlr (DUM tekatek DUM tekatek)
rlrlrlrlR rlr (teka teka teka teka DUM tekatek)
lr Rlr Rlr Rlr R (DUMkatek DUMkatek DUMkatek DUMkatek)
lrL L lrl L lrl
lrL lrL lrL lrL
lrL lrL
Llrl Llrl
lrlrlrlrL lrl
rl Lrl Lrl Lrl L
максум 4/4
-+-1-+-2-+-3-+-4|
-__D-T-__T-D-__T| базовый
rlR rlR rlR rlR (tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)
rlR rlrlr R rlr (tekaDUM tekatekatek DUM tekatek)
rlR S S R rlr (tekaDUM SLAP SLAP DUM tekatek)
rlR rlrlrlR rlR (tekaDUM tekatekatekaDUM tekatek)
lrL lrL lrL lrL
lrL lrlrl L lrl
lrL S S L lrl
lrL lrlrlrL lrL
чифтетели 8/4
-+-1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8|
___D---__T---__T---D---D---T---_| базовый
rlR rlR rlR rlR rlR rlR rlR rlR
(tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)
rlrlrlR rlrlrlR rlR rlR rlR
(tekatekatekaDUM tekatekatekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)
rlR rlR rlR rlR rlrlrlrlrlR
(tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekatekatekatekatekaDUM )
lrL lrL lrL lrL lrL lrL lrL lrL
lrlrlrL lrlrlrL lrL lrL lrL
lrL lrL lrL lrL lrlrlrlrlrL
масмуди 8/4
-+-1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8|
---D---D---____T---D---____T---T| базовый
rlR rlR rlR rlR rlR rlR rlR rlR
(tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)
rlR rlR rlR rlR rlR rlrlR rlrlR
(tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekatekaDUM tekatekaDUM)
rlrlrlR rlrlrlR rlrlrlR rlrlrlR
(tekatekatekaDUM tekatekatekaDUM tekatekatekaDUM tekatekatekaDUM)
rlR R rlr R rlr rlR R rlr R rlr
(tekaDUM DUM tekatek DUM tekatek tekaDUM DUM tekatekm DUM tekatek)
lrL lrL lrL lrL lrL lrL lrL lrL
lrL lrL lrL lrL lrL lrlrL lrlrL
lrlrlrL lrlrlrL lrlrlrL lrlrlrL
lrL L lrl L lrl lrL L lrl L lrl
|
|
|